О толковании норм пункта «б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия»

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Конституции (Основной Закон) Республики Южная Осетия Парламент Республики Южная Осетия

постановляет:

  1. Дать толкование пункта «б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия».

(Текст толкования прилагается)

  1. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Первый заместитель Председателя Парламента Республики Южная Осетия П. Гассиев

г. Цхинвал 1

8 февраля 2022 года

С.-7/2 (7 созыв)

 

 

 

Толкование норм пункта «б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики ЮжнаяОсетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия»

В части 17 статьи 49 Конституционного закона Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» установлено что на обратной стороне избирательного бюллетеня ставятся подписи представителей политических партий, зарегистрировавших список (списки) кандидатов, а также подписи представителей зарегистрированных кандидатов. В той же статье часть 17 устанавливает, что каждый зарегистрированный кандидат, политическая партия, зарегистрировавшая список (списки) кандидатов, вправе иметь до двух представителей на каждом избирательном участке в день голосования с правом подписи одного из них на обратной стороне избирательного бюллетеня.

Законодатель отдельно не установил порядок направления представителя с правом подписи. Но в соответствии со статьей 10 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия при подготовке и проведении выборов Президента Республики Южная Осетия в пределах своей компетенции регистрирует кандидатов на должность Президента Республики Южная Осетия, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, получается, что Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия, соответственно, регистрирует представителей кандидатов с правом подписи, куда кандидат в Президенты Республики Южная Осетия представляет список назначенных представителей с правом подписи, и в дальнейшем эти данные передаются Центральной избирательной комиссией участковым комиссиям.

Действительно, согласно пункта «б» части 8 статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» избирательный бюллетень считается действительным при наличии подписи на обратной стороне бюллетеня одного     из представителей каждогоиз кандидатов,зарегистрированных на данном избирательном участке Республики Южная Осетия. Исходя из взаимосвязанных положений конституционных законов, регулирующих проведение выборов и порядок голосования в день голосования, недействительным бюллетень будет считаться, если на оборотной стороне отсутствует подпись одного из представителей кандидатов с правом подписи в том случае, если участковой комиссией не отмечен факт воспрепятствования ходу голосования либо необоснованный отказ в проставлении подписи. Согласно части 13 статьи 44 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах президента Республики Южная Осетия» наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Республики Южная Осетия своих избирательных прав, а также нарушат тайну голосования. Решение об этом принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Удаление представителя с правом подписи влечет его исключение и из списка присутствующих в помещении для голосования, соответственно, данный представитель более не зарегистрирован на данном участке, и бюллетени считаются действительными при отсутствии подписи удаленного представителя. Обязанность же членов участковой комиссии детально разбираться с каждым случаем непредставления подписи и реагировать согласно полномочиям. В связи с этим данный пробел устраняется иными положениями закона, а исходя из 20-летней практики существования данной нормы, когда на участке присутствуют представители кандидатов с правом подписи, любое недобросовестное действие лиц, присутствующих на участке, не остается незамеченным, соответственно подлежит отражению в соответствующих актах участковой избирательной комиссии.

Порядок регистрации представителя кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия отражается в пункте 12 статьи 44 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», в соответствии с которым список лиц, осуществляющих наблюдение за ходом голосования и подсчетов голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основании представленных данными лицами документов. Именно процедура внесения в определенный список лиц, осуществляющих наблюдение за выборами, считается по смыслу статьи 43 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» регистрацией представителей на данном избирательном участке.

Исходя из вышеизложенного, представитель кандидата в Президенты Республики Южная Осетия имеет право находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка с начала работы участковой избирательной комиссии и до окончания времени голосования с правом проставления подписи на обратной стороне избирательного бюллетеня, а также визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем.

 

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.